Функциональный анализ культурного стандарта волосяного покрова женского тела
читать дальше
культурные стандарты…». Моим объектом исследования является культурный стандарт, утверждающий, что женщина не должна иметь заметный волосяной покров тела. Чтобы эта культурная норма выполнялось, необходимо каким-то образом удалять волосы – чаще всего это делается с помощью бритвы, и затем выполнять это периодически. Этот стандарт поведения, несмотря на его обыденность, очевидность и распространённость, мне представляется довольно иррациональным, и именно поэтому интересным для изучения в рамках функционального анализа.
В качестве социальной единицы анализа я выбираю женское население больших городов Европы, Соединенных Штатов Америки и Канады. Я предполагаю, что этот культурный стандарт существует и на более мелком уровне селений, но за неимением личного опыта и каких-либо эмпирических сведений мне трудно это утверждать наверняка. Кроме того, я знаю, что в некоторых странах Востока к практике удаления волос относятся совсем по-другому, нежели в Европе и Америке.
По Мертону, функции – это «те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы». В рассматриваемом мною явлении можно выделить несколько функций. Начну, пожалуй, с явных, и с самых очевидных. Самым частым ответом на вопрос: «Зачем следует сбривать «нежелательные волосы» (вот ещё загадка, кто именно их не желает?)?» будет: по гигиеническим соображениям – волосы имеют обыкновение впитывать в себя запахи. Но если всё совершается ради чистоты, почему же большинство мужчин бреют только лицо, а не подмышки, ноги и паховую область, как это делают женщины? Делает ли это их более грязными и пахучими? Нет. Значит, должно иметься что-то ещё.
Как правило, волосы удаляются по социальным и сексуальным причинам, связанным с социальной ролью волос в человеческом обществе. Во многих культурах есть идеальное эстетически приемлемое количество волос для мужчин и женщин – в Японии волосы на теле женщины считаются достаточно привлекательными, в то время как в Америке разрабатываются всё новые способы по удалению волосяного покрова – ваксинг, шугаринг, лазерная депиляция и т.п. И также во многих культурах женщины часто удаляют все или некоторую часть волос на теле, полагая, что это является непривлекательным и/или не женственным, что снова обращает мое внимание на связь между эстетическими и сексуальными причинами и помогает выявить латентную функцию.
Так ли уж «нежелательны» эти волосы? Для кого именно они «нежелательны»? Ведь есть женщины, которые вполне нормально чувствуют себя в коротких юбках и с небритыми ногами. И есть те, которые не могут надеть блузку без рукавов, потому что так заработались, что забыли про удаление волос в подмышках. Что-то заставляет их либо переодеться, либо снова пойти в ванную комнату. Например, непонимающие взгляды окружающих, которые не считают это приемлемым.
Латентной функцией депиляции тела является контроль над общественно-допустимым внешним видом женщины, над тем, будет ли общество воспринимать её красивой и нормальной, или нет. Существуют особые нормы эстетики внешнего вида, которые нельзя нарушать. Если женщина бреется, она тем самым поддерживает представления общества о том, как должна выглядеть женщина. Кроме того, эта функция в большей степени обеспечивает принятие не столько обществом, сколько предполагаемым сексуальным партнером. Рост волос на теле связан с возрастным изменением гормонального фонда. У детей нет волос на теле (хотя я не исключаю возможность патологий). У девушки, способной к производству потомства – есть. Кроме того, если с развитием моды одежда, открывающая руки и ноги, подразумевает, что эти части тела будет видеть всё общество, то паховая область настолько личная, что некоторые женщины отказываются ходить к гинекологу. Следовательно, её красота может волновать только саму женщину и её партнера. А партнер также может осуществлять контроль над соблюдением данной нормы, исходя не из личных побуждений, а из-за общественного давления, осуществляемого средствами массовой информации, к примеру.
Но этот культурный стандарт является социологически амбивалентным. Наряду с поддержанием порядка в реальности порождает конфликты и непонимания. Женщины, отказывающиеся от принятия такой практики, нарушают культурный стандарт женской красоты, и у них могут возникнуть некоторые проблемы с социальной приемлемостью, что говорит также об отсутствии чистого баланса.
Самым очевидным негативным наблюдаемым последствием является болезненность и периодичность процедуры бритья. У кого-то начинается аллергия на воск, а кто-то покрывается сыпью. Но как я уже сказала выше, есть некая социальная приемлемость женского внешнего вида. И превознося гладкость тела, общество тем самым осуждает тех, кто не желает таковую иметь.
В англо-американской культуре существует термин ”body shaming”, который я бы перевела как «внушение стыда перед собственным телом». Это, по-моему, и является одной из дисфункций бритья тела. Раз женщинам приходится менять в себе то, что заложено природой, значит, они почему-то считают себя несовершенными и стараются это изменить, чтобы не стыдиться своих недостатков. Чтобы не пришлось чувствовать стыд после того, как на этот недостаток обратит внимание кто-то другой.
А те женщины, которые сами стыда не испытывают, оказываются стигматизированными обществом. Согласно Э. Гоффману, «стигматизация в социальном смысле означает тип отношений между постыдным социальным качеством и стереотипом — ожидаемым отношением к нему, задающий неспособность к полноценной социальной жизни из-за лишения права на общественное признание». Вторая дисфункция – стигматизация женщин, не удаляющих «нежелательные волосы». Это как нельзя точно описывает отношение к женщинам, не удаляющим «нежелательные» волосы. В качестве доказательства приведу пример: когда некая девушка написала в Твиттере о желании женщин принимать участие в “No Shave November”(благоворительная акция, где отращивание волос – способ собрать пожертвования), мужской ответ, вызвавший мощную ответную реакцию сообщества, в цензурном переводе будет звучать так: «Девушки, собирающиеся принять участие в «Не-бреюсь-ноябрь», также принимают участие в «Нет-секса-декабрь». Мы видим, что волосатые девушки имеют меньше шансов найти подходящего сексуального партнера, что является важной частью полноценной социальной жизни взрослого человека.
Я, будучи сама женщиной, могла быть недостаточно объективной и привнести в эту работу оттенок собственной идеологии. Тем не менее, я старалась сохранить дистанцию между моими субъективными мыслями и исследуемым объектом.
Ещё был список литературы, но почему-то в сохранённом на компьютере файле его нет. Это очень меня печалит.